Молодость, полная надежд. В память о Науме Ильиче Спицареве...
«Н.И. Спицарев — участник Отечественной войны с 1943 года, в полку с 1944 года. Показал себя дисциплинированным офицером, стойким и храбрым
летчиком в воздухе. На самолете Ил-2 имеет 10 успешных вылетов по штурмовке вражеских автобронетанковых колонн и переднего края противника.
25.06.1944 года во время штурмовки автоколонны по шоссейной дороге Сенно — Богушевск, спустившись до бреющего полета, в упор расстреливал немецкие автомашины с живой силой и техникой противника, при этом уничтожено: 20 немецких солдат и офицеров, сожжено 5 автомашин.
27.06.1944 года при выполнении боевого задания в районе Витебска обнаружил в овраге немецкую конницу — направил свой самолет на эту группу, пушечным и пулеметным огнем уничтожил до 15 вражеских солдат и офицеров».
В Восточной Пруссии Спицарев показал мастерство штурмовых ударов. За 20 вылетов им уничтожено и повреждено 3 танка, разбито автомашин с живой силой и грузом — 8, взорвано 2 склада с боеприпасами, подавлен огонь 2 зенитных батарей, уничтожена 1 батарея полевой артиллерии и до 50 солдат и офицеров противника.
Второй орден командир звена 935-го штурмового авиационного Витебского полка Наум Спицарев получил 22 февраля 1945 года.
15.02.1945 года он выполнял боевое задание в составе 6 самолетов Ил-2: северо-восточнее 5–6 км от г.Мальзак группа попала в зону сильного зенитного огня. Прямым попаданием снаряда в самолете лейтенанта Спицарева была пробита проводка трубки ПИТО к указателю скорости. Без указателя скорости с противозенитным маневром товарищ Спицарев в составе группы достиг цели и обработал ее. Во время третьего захода на цель снарядом противника был пробит картер мотора, масло стало уходить.
Несмотря на повреждения приборов и мотора, Спицарев смело атаковал цель четырьмя заходами и вышел из боя в составе группы.
Давление масла заметно падало, козырек и кабина самолета лейтенанта Спицарева были забрызганы маслом. Он принял решение сохранить боевую машину и пошел на свой аэродром с поврежденной материальной частью и мотором. При заходе на посадку на высоте 10 метров мотор встал, лейтенант Спицарев принял правильное и смелое решение убрать шасси и посадить самолет на фюзеляж, тем самым сумел спасти свою жизнь и технику.
Встретил окончание войны заместителем командира эскадрильи.
С благодарностью и гордостью вспоминал боевые годы:
«Молодость, боевая дружба, трудности фронтовой жизни, потери друзей… Сознание того, что без нас никак, а еще вера в победу согревали нас и давали силы в самых трудных обстоятельствах. Главное, что мы были молоды и, значит, полны надежды…»
Память народа Подлинные документы о Второй мировой войне |
Подвиг народа Архивные документы воинов Великой Отечественной войны |
Мемориал Обобщенный банк данных о погибших и пропавших без вести защитниках Отечества |