Молодость, полная надежд. В память о Науме Ильиче Спицареве...

Спицарев Наум Ильич родился в 1916 году в Брянской обл., г.Новозыбкове. Был направлен на учеб в знаменитую Чкаловскую летную школу в Оренбурге. С 1936 года — старший лейтенант в РККА. Награжден двумя орденами Красной Звезды, орденом Боевого Красного Знамени, орденом Отечественной войны II степени.
Один из орденов Красной Звезды он получил 23 июля 1944 года. Вот что об этом говорится в наградном листе:

«Н.И. Спицарев — участник Отечественной войны с 1943 года, в полку с 1944 года. Показал себя дисциплинированным офицером, стойким и храбрым
летчиком в воздухе. На самолете Ил-2 имеет 10 успешных вылетов по штурмовке вражеских автобронетанковых колонн и переднего края противника.

25.06.1944 года во время штурмовки автоколонны по шоссейной дороге Сенно — Богушевск, спустившись до бреющего полета, в упор расстреливал немецкие автомашины с живой силой и техникой противника, при этом уничтожено: 20 немецких солдат и офицеров, сожжено 5 автомашин.

27.06.1944 года при выполнении боевого задания в районе Витебска обнаружил в овраге немецкую конницу — направил свой самолет на эту группу, пушечным и пулеметным огнем уничтожил до 15 вражеских солдат и офицеров».

В Восточной Пруссии Спицарев показал мастерство штурмовых ударов. За 20 вылетов им уничтожено и повреждено 3 танка, разбито автомашин с живой силой и грузом — 8, взорвано 2 склада с боеприпасами, подавлен огонь 2 зенитных батарей, уничтожена 1 батарея полевой артиллерии и до 50 солдат и офицеров противника.

Выполняя боевое задание по штурмовке вражеских позиций в районе Гумбинен 18.01.45 г., летчик Спицарев, будучи ведущим, смело атаковал со своим напарником цель. Они уничтожили 2 танка, 1 батарею зенитной артиллерии, 1 батарею полевой артиллерии и до 15 солдат и офицеров. Несмотря на сильный огонь зенитной артиллерии противника, он умелым маневром вышел из-под зенитного огня и благополучно вернулся на свой аэродром.
Второй орден командир звена 935-го штурмового авиационного Витебского полка Наум Спицарев получил 22 февраля 1945 года.

15.02.1945 года он выполнял боевое задание в составе 6 самолетов Ил-2: северо-восточнее 5–6 км от г.Мальзак группа попала в зону сильного зенитного огня. Прямым попаданием снаряда в самолете лейтенанта Спицарева была пробита проводка трубки ПИТО к указателю скорости. Без указателя скорости с противозенитным маневром товарищ Спицарев в составе группы достиг цели и обработал ее. Во время третьего захода на цель снарядом противника был пробит картер мотора, масло стало уходить.

Несмотря на повреждения приборов и мотора, Спицарев смело атаковал цель четырьмя заходами и вышел из боя в составе группы.

Давление масла заметно падало, козырек и кабина самолета лейтенанта Спицарева были забрызганы маслом. Он принял решение сохранить боевую машину и пошел на свой аэродром с поврежденной материальной частью и мотором. При заходе на посадку на высоте 10 метров мотор встал, лейтенант Спицарев принял правильное и смелое решение убрать шасси и посадить самолет на фюзеляж, тем самым сумел спасти свою жизнь и технику.

Встретил окончание войны заместителем командира эскадрильи.

С благодарностью и гордостью вспоминал боевые годы:
«Молодость, боевая дружба, трудности фронтовой жизни, потери друзей… Сознание того, что без нас никак, а еще вера в победу согревали нас и давали силы в самых трудных обстоятельствах. Главное, что мы были молоды и, значит, полны надежды…»
Ирина Петрова


Память народа

Подлинные документы о Второй мировой войне

Подвиг народа

Архивные документы воинов Великой Отечественной войны

Мемориал

Обобщенный банк данных о погибших и пропавших без вести защитниках Отечества

LiveJournal Share Button